kriptosnamel.gif (1901 bytes)

logo.gif (694 bytes)

kriptosnamer.gif (2015 bytes)
О Несси

Плезиозавр

Нессиана

Водная стихия

Спрут

Змеи

Русалки

Человек-рыба

Мокеле-Мбембе

Монстры США

Наши чудища

Рядом с нами

Разоблачения

\

реклама

Сокровище моря.

mermaid.gif (30000 bytes)Истории о существах океанов и морей до пояса похожих на людей и с рыбьими хвостами, уходят в тысячелетнюю древность. Боги моря фигурируют в религиозных сказаниях Сирии, Индии, Китая, Греции, Италии. Даже те, кто не верил в этих богов, допускали существование странных морских существ. Так, древнегреческий натуралист Плиний Старший писал о "русалках и наядах": "Иногда их мертвые тела находили на берегу". В старинных китайских текстах тоже встречаются изображения существ, похожих на европейских русалок.

Христофор Колумб, в целом скептически относившийся к поверьям о русалках, отметил во время своего первого путешествия, что видел трех резвящихся в море русалок у побережья Гвианы, а знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывает свою встречу с русалкой как заурядный случай: "Выше пояса это была обыкновенная женщина с бледной кожей и длинными черными волосами, а ниже пупа у нее был дельфиний хвост". В Шотландии в мае 1658 года русалки были замечены в устье реки Ди, и "Абердинский альманах" утверждал, что те, кто путешествует в этих местах, "обязательно увидят прелестную стайку русалок - изумительно красивых созданий".

Поскольку молва о русалках распространилась повсеместно, ими заинтересовался даже император Петр I. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему об этих существах. Последний описал еще одну русалку из Амбойны. Ее видели более 50 человек, когда она резвилась в морских водах. Священник был убежден в правдивости рассказов о русалках. В Потребнике московском, изд. в 1639 г., верование в русалок называется волхвованием и чарованием. В 70-е годы ХХ века все газеты писали о мертвой наяде, обнаруженной неподалеку от Кейптауна, которая якобы разбилась о пирс во время сильного шторма.

mermaid2.jpg (44013 bytes)

 

Предания о русалках распространились по всему миру.

Самое старинное сказание существовало в Вавилоне. Господином вод называли бога Оаннеса. Хотя жил он в земном море, но считалось, что он выходец из Космоса, принесший с собой знания для жителей Вавилона. Признанный прародитель морских дев Оаннес долго менял форму, пока не стал существом с головой и торсом мужчины и рыбьим хвостом вместо ног. Постепенно Оаннеса вытеснил бог Эа, полурыба-получеловек, и можно предположить, что возникновение мифов о тритонах связано именно с ним.

А первой рыбохвостой женщиной стала Атаргате - сирийская богиня Луны и рыболовства.

У греков были нереиды (nereis) и гамадриады, у римлян наяды (naias) и кверктетуланы, то есть божества, олицетворяющие воду как явление природы. Наяды это нимфы рек, ручьев и источников, а нереиды - дочери Нерея, бога спокойного моря.

В Древней Греции знали о существовании сирен (или сирин). Еще в V веке "Физиолог" утверждал, что "образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья". Но уже в "Бестиарии" XVI века сирены описываются и изображаются как полуженщины-полурыбы. Альберт Великий упоминает их среди "чудищ поэтических сказаний": лица их безобразны - но голос, как и у греческих сирен, прекрасен. Сирены средневекового "Бестиария", подобно онокентаврам, олицетворяют двойственность человеческой натуры. Со временем новый образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению полностью истребленные к концу XVIII века. Но и это не все. За долгие века легендарного существования сирены "приобрели" еще и третье обличье - деворыбоптичье. Такое представление существовало не долго, но оставило свой след в изобразительном искусстве и даже в стихах. Широко известны встречи аргонавтов и Одиссея с этими коварными певуньями. Античные сирины связаны с богиней плодородия Деметрой.

Тритон - в греческой мифологии морские существа, похожие на человека, (напоминающие своим видом классических русалок), плавающие на дельфинах и дующие в морские раковины. Во время выхода из дворца Посейдона и Амфитриты тритоны составляют их свиту. Грнческие русалки живут триста лет, а умирая, превращаются в морскую пену.

В трактате "О Сирийской богине" древнегреческий писатель II века Лукиан описал величественный храм в городе Гиераполе (современный Мембидж): "Это святилище основала Семирамида Вавилонская, от которой осталось много сооружений в Азии. Она построила его в честь своей матери Дерекето. Я видел изображение этой Дерекето - странное зрелище: верхняя часть представляет собою женское туловище, тогда как нижняя, от бедер до ног, сделана в виде рыбьего хвоста... Жители Гиераполя считают рыб священными и никогда к ним не прикасаются".

Иары. Индейцы Бразилии так искренне верили в существование русалок, хозяек вод, что убедили в их реальности и европейских миссионеров. "До прихода и расселения христиан в этих местах много индейцев было утоплено иарами", - сообщал в XVII веке падре Аншиетта, выражая надежду, что торжество истинной веры заставит языческих женщин-рыб присмиреть. Но и век спустя голландский путешественник Гаспар ван Баэрле свидетельствовал, что ненасытные иары, красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами, продолжают соблазнять пловцов и рыбаков и губят их. Ван Баэрле справедливости ради уточняет:

"Иара душит своих избранников не по злобе, а по страсти", зацеловывает до смерти. Тела этих несчастных возлюбленных, сообщает путешественник, находят потом на отмелях.

Индийские речные нимфы Апсарас имели человеческий облик, но многое объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне, обладали способностью русалок к пророчествам и, конечно, были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие все новых побед, они никогда не мстили мужчинам и стремились приносить радость.
В ирландском фольклоре есть мерроу - водяные фейри. Женщины-мерроу, дальние родственницы морских дев -- настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Мерроу боятся, ибо их появление предвещает шторм, однако они куда благосклоннее других фейри относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Дети от таких браков рождаются с рыбьей чешуей вместо кожи. Порой мерроу выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить красные шапочки с перьями. Если украсть такую шапочку, мерроу уже не сможет вернуться в море. Мужчины-мерроу -- настоящие уроды, у них зеленая кожа, красные орлиные носы и свиные глазки. Впрочем, они не менее дружелюбны, чем женщины.

В Скандинавии, Шотландии и Ирландии распространены легенды о людях, живущих в море в облике тюленей и только иногда, при появлении на берегу, превращающихся в человека. По некоторым преданиям, тюлени считались падшими ангелами, по другим - душами утонувших людей или жертвами заклятий. В ирландских семьях существовало поверье, что предками людей были тюлени. В легендах о русалках тюлени обычно фигурируют как их неизменные спутники.

Китайский речной дух Хэ-бо был очень хорош собою: высокого роста, белолицый... Вот только хвост у него был, как у рыбы. Владыка Хэ-бо ездил под балдахином из листьев лотоса на колеснице, запряженной драконами. О жизни водяного духа повествуют многие легенды, а древнекитайские поэты даже слагали про него стихи:

Дух! Палаты твои
Чешуей серебристой покрыты,
Твой дворец - из жемчужин,
Ворота - из раковин красных...
В те далекие времена в Китае существовал обычай: каждый год в жены владыке Хэ-бо отдавали новую девушку. Традиция требовала умилостивить Хэ-бо, ведь речной дух повелевал водной стихией и мог наслать наводнение или, наоборот, засуху. Для этого каждый год из дома в дом ходила шаманка, выбирая невесту для Хэ-бо, пока не находила подходящую. Девушке давали приданое, купали, одевали ее в новые шелковые одежды и отводили в специальное помещение, где она жила в уединении десять дней, питаясь вином и мясом. В день свадьбы жители собирались на берегу реки, родственники прощались с невестой духа Хэ-бо, шаманка с ученицами укладывали ее на узорчатую постель с разноцветными циновками и опускали это ложе на воду. Музыканты играли веселую свадебную музыку, и ее звуки смешивались с криками несчастной тонущей жертвы.

В Средней Азии, недалеко от города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель, посередине торчит из воды скала. Там, как утверждает старинное предание, живут красавицы су-кызлары - наполовину девы, наполовину рыбы. Они выходят в солнечный день из воды на камень и расчесывают золотые косы. Глаза у них голубые, брови - изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая. Бывает, что парни целыми днями стерегут красавиц у озера, да только напрасно: как увидят сукызлары человека, бросаются в воду и больше не появляются.
В Малой Азии целый народ связывал свое возникновение с эпизодом, описанным в греческом мифе. Морская нимфа превратилась в тюленя, чтобы избежать навязчивого преследования сына Зевса. Однако было поздно: вскоре она родила от него сына. Его назвали Фокус - "тюлень". Фокойцы гордились своим происхождением от морской нимфы, и изображение тюленя красовалось на их монетах.

ссылки

© Ведешина Таня, 2003

Hosted by uCoz